ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ — письменные тексты прошедших времён, представляющие исторический интерес.
   Обычно это рукописи и старинные книги: с философско-религиозными и религиозно-мифологическими текстами, историческими и научными трактатами, художественными и музыкальными сочинения, учительные (учебники).

   Памятники литературы имеющие отношение к истории Курского края:

    "Патерик Печерский" рукописное произведение конца XI - начала XII вв. инока Нестора,
   - первое упоминание города Курска (1032);

   "Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку"
   - переход курского князя Изяслава Владимировича на муромское княжение (1095);
   - пребывание в Курске князя Всеволода Ярославича (1096);

   "Новгородская первая летопись старшего извода"
   - упоминание похода курского князя Глеба Ольговича с братом Святославом Ольговичем на Псков против князя Всеволода Мстиславича (1137);

   "Ипатьевская летопись"
   - отказ переяславского князя Андрея от курского княжения (1140),
   - переход курского княжения к Иванко Юрьевичу (1146),
   - приглашение курянами посадников Глеба Юрьевича Суздальского (1047),
   - участие курян в походе князя Игоря против половцев (1185),
   - участие курян в походе русских князей против татаро-монголов и битве на р. Калка (1224);

   "Воскресенская летопись"
   - упоминание о князе Святославе Липовическом, владения которого были в нескольких часах езды от Курска (1284);
   - отдача на откуп даней Курского княжества баскаку Ногая Ахмату о создании им слобод,
   - о выступлении против Ахмата, князей Рыльского и Липовичского и побеге населения слобод (1283-1284);

    "Список русских городов дальних и ближних" (1387-1392);

    "Слово о полку Игореве".

   Особые памятники литратуры — коллекция редких книг кириллического письма и печати Курского областного краеведческого музея.
   В составе коллекции книги:

   литургические:
   - древнейшая рукопись – фрагмент Устава Новгородской Софийской библиотеки конца ХII - начала XIII в.,
   - Синодик Путивльской Молченской Софрониевой пустыни 1809 г. с лицевым списком «Прения животу со смертию», богато украшенный, с листовыми акварелями и равюрами.

   певческие (старообрядческие на крюковой ноте с полихромными украшениями):
   - Обиходник (1780);
   - Праздники последней четверти XIX в.;

   учительные:
   - Догматикон Афанасия Александрийского конца ХVI в.,
   - Алфавитная Синтагма Матфея Властаря первой трети ХV в.,
   - Огласительные поучения и завещание Феодора Студита 1720-х гг.
   (последние две книги на церковнославянском языке сербского извода);

   издания кириллической печати XVI-XVIII вв.:
   - Евангелие, изданное Петром Мстиславцем (1575);
   - Острожская Библия Ивана Федорова (1581) ,
   - Минея общая Андроника Невежи (1600);
   - Служебники;
   - Октоихи;
   - Жития святых;
   - Прологи;
   - нотного пения.

   Многие книги украшены гравюрами в лист, заставками и концовками, киноварной вязью заголовков, инициалами и рамками на страницах.
   Значительный интерес представляет информация, заключенная в записях на полях, переплетных листах и внутренних сторонах крышек переплета.
   Среди имен, владельцев, вкладчиков, читателей:
   - царь Алексей Михайлович (Минея общая с праздничной. М., 1645),
   - рыльский пушкарь Семен Котельник (Око церковное. М., 1633),
   - дворцовый степенной ключник Аким Ефимов сын Зотов (Минея служебная, сентябрь – ноябрь. М., 1666),
   - ученик Школы математико-навигацких наук Михаил (Магницкий Л.Ф. Арифметика. М., 1703).

   Книги меняли владельцев, например, Острожская Библия принадлежала:
   - станочного дела мастеру Оружейной палаты Нифонту Павлову,
   - государеву певчему дьяку Даниле Ортемьеву,
   - путивльскому купцу Семену Прокофьеву, сыну Горшкову и другим.

   Многие полистные записи-скрепы сообщают не только о покупке книг, но и об их последующей передаче в церковь. Такие записи получали одновременно значение купчих, владельческих и вкладных.
   Среди книг с записями названного содержания большинство изданий имеет богослужебный характер.
   Из общего количества упомянутых в записях мест, церквей и монастырей три четверти составляют курские реалии. Некоторые из них мало известны в краеведении, например, Окружная противораскольническая библиотека (Книга Симеона Фессалонийского. М., 1894).
   Характерны три памятные записи:
   - «Плевна взята» (Библия. СПб., 1820);
   - «1915 г. мая 5 дня отпевали тело погибшаго летчика в годину Второй Отечественной войны воина Аркадия Гудима» (Минея служебная, 1758);
   - «Мая 2 дня 1918 года обретена икона Знамения пресвятые Богородицы Курския на Феодосиевском колодезе близ Стрелецкой слободы девицею Клавдией Худокормовой, похищенная марта 13 дня того же года при епископе Феофане» (там же).
   Из записей на рукописных книгах особое внимание привлекают повременные заметки в Октоихе певческом (1740). Взятые вместе, они составляют выборочную хронику уездного города Рыльска:
   - природные явления: погода, землетрясения, эпидемии;
   - исторические события: пуск железной дороги, установка часов на храме, крестный ход, коронационные дни;
   - семейная жизнь.

   Много места занимают выписки на темы нравственности и даже стихи, например:

«Человече божий бойся Бога,
стоит смерть у порога,
труба и коса ждет смертнаго часа,
съколько здесь не ликувать,
смерти и гроба не менувать».
Минея общая с праздничной. Киев, 1680.
Начало службы Рождеству Христову. Заставка: Рождество Христово.

   Ист: В.И. Склярук. Книги кириллического письма и печати.

На главную страницу